Открыв свой первый интернет-магазин, мы начали рассылать заказы посылками с наложенным платежом. То есть, мы платили за отправку (а стоимость ценной посылки повышенная, по сравнению с обычной без наложки), за почтовую коробку, а покупатель у себя на почте оплачивал всё это при получении, плюс комиссию за перевод наложенного платежа. Схема эта ничего покупателю не гарантирует: вскрыть коробку ему дадут только после полной оплаты, и претензий не примут. По деньгам такая пересылка дороже обычной раза в полтора, с учётом комиссий за объявленную ценность и перевод наложенного платежа. Но, тем не менее, люди пользуются.
Покупатели исправно получали наши посылки, все до единой. Мы с удивлением читали форумы интернет-магазинщиков, о том, что статистика возвратов по наложкам – 10%. Число посылок перевалило за сотню, а возвратов не было ни одного – то есть, наша статистика уже была меньше 1%.
Гром грянул к концу второго сезона существования магазина, когда вернулась небольшая посылочка из Бурятии. Мы испуганно смотрели на неё, и позвонили получателю. “А, уже не надо”, – сказал он.
Коробка из-под его посылки, с ФИО получателя, много лет стояла у нас на полке, используясь под мелкий товар. Мы на неё постоянно поглядывали. Звали получателя Пурбо Домбаевич, фамилию писать не буду.
С тех пор возвраты стали появляться у нас регулярно, но обычно не выходили за пределы 1%. За такой посылкой и её хозяином у нас прочно закрепилось нарицательное наименование – пурбо. Так мы и говорим, отслеживая посылку и видя, что человек в течение месяца за ней не явился: “это пурбо”. “Пурбо летит”, “потенциальный пурбо”.
За много лет работы магазина можно подвести итог статистики возвратов по регионам. Самое большое количество возвратов – из Бурятии. Особняком стоит Чечня, где, во-первых, почему-то практически не заказывают наш товар (за 6 лет – 5 заказов, в то время как из Дагестана 200 заказов), во-вторых, как нам объяснили, там не принято платить наложенный платёж. До меня не сразу дошло, почему наш заказчик по фамилии Кадыров, из села Центорой, с улицы Кадырова (явно родственник Рамзана Ахматовича), дважды не оплачивал заказы, а мы ему их не отдавали. При этом, при телефонном разговоре, где на стороне собеседника слышались звуки спортзала, у меня было ощущение, что я чего-то не понимаю и как-то неправ. Я действительно не допёр, что товар должен был отдать бесплатно. Сейчас бы я так и сделал, но видимо они уже берут в другом месте.
Но, возвращаясь к теме пурбо, я хочу обратиться к этим людям: вы поступаете очень нехорошо. Мы платим и за посылку, и за возврат (он платный), а вы только посмеиваетесь. Смотрите, вернётся это вам.