Псёл

Псёл – это левый приток Днепра, между Сулой и Ворсклой.
Чуть ниже Обояни, на правом берегу Псла, отцовская деревня Анахино. Во второй половине XVII века, после основания Обояни, Лунёвых в уезде было уже много – если искать “А.А.Танков, Историческая летопись Курского дворянства, Обоянский уезд”. Однодворческое сословие, потом государственные крестьяне. Есть тут и деревня Лунёвка. Большинство деревень названы по фамилиям основателей – Анахин, Гридасов, Бушмин (на современных картах вместо “Бушмино” пишут “Бушмено”, создавая постоянный повод для шуток об основателях-бушменах). Анахино примыкает к большому селу Трубеж. Река с таким же названием – Трубеж, есть под Киевом. Местные деревни были перемешаны с более крупными черкасскими слободами – например, ниже по Пслу слобода Павловка.

Последний раз в школьном возрасте я общался со Пслом в ноябре 1992 года. Стоя на уходящей в воду бетонной плите, задумчиво кидал гарбузовые семечки в серую воду, приговаривая почему-то: “Плывите ко Днепру, не теряйте кожуру”. В 14 лет кто стихов не пишет, почти все.
Больше чем через 20 лет, в 2014 году, мы наконец добрались до деревни предков с сыном на машине. Свернув с Бакаева шляха, приближались к обрыву над Пслом в Анахино.
– Смотри, сейчас между деревьев заблестит река, – сказал я, выезжая на дорогу, идущую над обрывом. Псёл всегда блестел, когда меня в детстве привозили в деревню.
Но, чёрт побери, внизу ничего не блестело.
В недоумении я поехал дальше, где дорога спускается к пойме, в которой раньше была ферма с загонами для коров, а в реку тёк ручей. Тут уже можно было посмотреть туда, где было русло реки.
Река стала совсем маленькая. Поверхность воды заросла плотным ковром чего-то не зелёного, а серого. Если раньше взрослые мужчины с бреднем заходили далеко в реку по шею, то сейчас было очевидно, что глубина в реке максимум по пояс.
Вечером мы пошли купаться на отдалённый участок Псла, который называют “трубежанская речка”. Сюда я в детстве ходил со старшей сестрой на рыбалку.
Конечно, когда ты маленький, предметы вокруг кажутся большими. А когда вырастаешь, эти же предметы кажутся маленькими. Но, поразившая меня ширина “трубежанской речки” образца 2014 года подтверждалась и старожилами. Речка заросла, сузилась кое-где до нескольких метров.
Говорят, раньше коровы не давали разрастись камышу. Я помню этих стоящих в реке коров, и может и правда, они играли роль в этой экосистеме.
В группе города Обоянь в “Одноклассниках” выложили фотку Псла с комментарием “Что стало”. На фотке ручеёк с пару метров шириной. А была ведь ещё река Обоянка, при впадении которой в Псёл было Баянское городище, которое уже в XVII веке считалось “искони вечно”…

Пока эта заметка висела в состоянии черновика, я опять побывал на Псле – в сентябре 2017 года. Река не изменилась, несмотря на два подряд несухих года, но серого налёта на ней в этот раз не было. С обрыва можно было увидеть, как она блестит. Поэтому совсем пессиместической заметки про Псёл не получилось…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *