Чёрная Сатама

Название этого залива Ладожского озера при поверхностном взгляде немного пугает; зимой через Чёрную Сатаму прутся рыбаки на лёд, половить окуня на грядах. Меня этот залив интересовал только летом, а пересечь его на лодке получилось только с третьего раза.

Судя по спутниковым картам, справа от выхода из губы, за мысом Песоцкий Нос и напротив банки Попова, должны быть хорошие песчаные пляжи. До них от деревни Чёрное километра два пешком, но нас туда тянуло почему-то по воде.

губа Чёрная Сатама
губа Чёрная Сатама на карте

Первый раз мы с женой и ребёнком оказались в Чёрной Сатаме, когда обкатывали лодку с мотором. К “Викингу-340” я купил самый дешёвый двухтактный мотор с мощностью 2 л.с., расчитывая на то, что кроме ловли на дорожку, он ни для чего не понадобится. Отличным сентябрьским днём мы приехали в Кобону, где до этого брали на прокат “Пеллу”. Температура воздуха была около 20 градусов. Накачали лодку у пересечения Кобонки и Новоладожского канала, рядом с полуторкой, бросили машину у “Весёлого Роджера” и тихонько покатили вверх по каналу. На пустой лодке, когда только испытывал её в Назии, мне не удавалось выжать более 11 км/ч на обкатываемом моторе; с пассажирами она шла около 10 км/ч.

За Кобоной, если ехать в сторону Леднёво, на левом берегу канала есть несколько выходов к воде – как правило, занятых. Нам как-то повезло и мы останавливались за год до этого там на машине. Канал течёт как река, попадаются кувшинки, всё очень мило.

Минут через сорок показалось Леднёво, тянется вдоль канала довольно долго. Дальше в лесу по берегу много стоящих машин, которые начинают пропадать ближе к Чёрному, когда берег становится низким и заболоченным. Между Леднёво и Чёрным в лесу песок, сосны, красивые места. В принципе, есть пляжики, где причалить – но это в сентябре.

Немного недоходя до Чёрного, в озеро отходит протока. В тот год была очень низкая вода, и мы аккуратно прошли, обходя камни, и вышли в Чёрную Сатаму. Ура! Озеро! Залитый солнцем водный простор. Есть, где разгуляться на моторе. Я дал газу, и тут же налетел мотором на что-то твёрдое.

Глубина, как выяснилось, была сантиметров 30-40; нога мотора с винтом просто налетела на дно, мотор заглох. Вёслами я отъехал на место поглубже, запустил мотор и собрался ехать. Но не тут-то было – за кормой бурлило, булькало и пенилось, но лодка стояла на месте. Единственное, что мне пришло в голову – сломался редуктор или привод до редуктора. Опытные водномоторщики начнут кисло улыбаться, но это был мой первый самостоятельно обслуживаемый мотор, и о его конструкции я только догадывался, пока дело не дошло до ремонта.

Рассудив, что в походных условиях такой ремонт нежелателен, я объявил возвращение назад в Кобону, и взялся за вёсла. До Кобоны, между тем, по гуглокарте было оринтировочно 16 километров. Лодка на вёслах шла не более 4 км/ч. Получалось, что прибываем уже в темноте, а мы ещё и не обедали.

Отмахивая первую четверть пути обратно по каналу, я слушал всё нарастающее жужжание пассажиров, что надо бы остановиться пообедать. Старался тянуть до последнего, стремясь как можно быстрее попасть в Кобону до темноты, но вскоре сдался, и мы причалили к небольшой стоянке на берегу, со старым кострищем.

С собой у нас были замаринованные шашлыки, большой мангал и уголь. Оставив жену с сыном готовить еду, я снял мотор и решил им заняться. Винт вращался на хвостовике редуктора, как я назвал бы эту деталь, совершенно свободно, то есть, не был связан с внутренностями мотора. Вытащив шплинт, которым крепился винт к валу, я снял этот пропеллер и увидел способ его крепления.

Для того, чтобы винт снова стал жёстко связанным с валом, в крестообразное углубление надо было заложить шпонку диаметром миллиметра два, и длиной миллиметров тридцать. Шпонка, как я вскоре узнал, для того и служит, чтобы ломаться при ударах, предохраняя мотор.

Это открытие меня приободрило, однако метизов у меня с собой не было, и из чего изготовить нужную железяку, в голову не приходило. Задумчиво обходя стоянку, я заметил вбитый в дерево гвоздь. Он был в диаметре как раз 2 мм, а вот по длине был больше, чем надо. Чем обрезать гвоздь в лесу?

Заглубив гвоздь в дерево, я стал аккуратно ломать его туда-сюда. Это требовало терпения, но скоро стало понятно, что нужная часть гвоздя неизбежно отломится. Ещё раз, два… и добытая с таким трудом шпонка падает и исчезает в траве. Расстроенный, я наклонился пошарить в траве и наткунулся на… длинный кусок мягкой проволоки диаметром 2 мм. Шпонка была изготовлена, часть проволоки взята с собой про запас, и мы вернулись в Кобону до темноты.

Второй раз мы штурмовали Чёрную Сатаму осенью. Доехали по каналу как можно дальше, встали между Леднёво и Чёрным. Приплыли в Чёрное, зашли в магазин. Там есть коты, которые встречают лодки с рыбаками – выгодное место для котов

Кот из деревни Чёрное
Кот из деревни Чёрное

Вышли через протоку в Сатаму. Была сильная волна, и такая неравномерная: вроде идёшь, качает терпимо, потом как девятая по счёту ударит – вот-вот перевернёшься. Повернули назад.

Третий раз пришёлся на лето, штиль при солнечной погоде. Спокойно переплыли губу, завернули в сторону предполагаемых пляжей.

В губе Чёрная Сатама
В губе Чёрная Сатама

Возможно, надо было проехать дальше – сразу у оконечности мыса пляжи не очень, много островов камыша. Мы заняли наиболее удобный участок. В озере в паре сотен метров отстаивалась яхта, пассажиры купались. Из-за мыса вышла казанка, перегруженная пьяными местными с детьми. Медленно она ползла в поисках подходящего пляжа, под нестройные песни пассажиров и крики детей. Озеро тут нельзя назвать уединённым. Если пешком пройти вдоль пляжа в Коккорево на юг – места ещё лучше, и лодки не надо.

Вид на Чёрное из камышей
Вид на Чёрное из камышей

На обратном пути видели интересное явление. При почти полном отсутствии ветра, на фоне спокойной глади воды, в паре сотен метров от нас шла с большой скоростью волна, а источника её видно не было – все лодки были очень далеко, и мы посреди губы. Я сразу решил, что это стая тюленей, но… голов нерп над водой не показалось, волна вскоре затухла.

Этот вояж, кстати, я сделал полностью на вёслах, мотор не брал. Почти пять часов чистой гребли – это должно быть полезно, но на весе и физической форме никак не сказалось.

В форуме “Рыбачим вместе” видел недавно отчёт о летней рыбалке в Чёрной Сатаме, написанный от имени женщины – мол, она в одиночку ловит, не хуже мужчин. И жерехов она там тягает при каждом втором забросе, и щуки там от полутора кил и выше, и язи какие-то… Брешет, думаю. Какие жерехи-то здесь, это ж не Луга и не Волга. Тянул воблер за лодкой – пусто. Глубины очень маленькие для нормальной рыбы. В канале, как всегда, окунь берёт, иногда щурята.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *