В обсуждениях зашла речь, что кое-какие нехорошие вещи привнесли в русский народ люди из черты оседлости. Это впоследствии дало повод для приписывания русским качеств, совершенно им несвойственных и даже не проявляемых, но стараниями потомков комиссаров в пыльных шлемах продолжающих выноситься в публичное пространство с привязкой к русским.
Мне указали, что русские-де сами виноваты. Конечно, виноваты. Вот, на примере моей родной бабушки из села Романовка Саратовской области.
Бабушка, 1929 г.р., почти всю жизнь (а прожила она мало, 58 лет) проработала преподавателем в техникуме. Там у неё была общественная нагрузка – антирелигиозная пропаганда. При этом бабушка была из обычной малороссийской религиозной семьи, где стояли иконы и носили крестики, и имели соответствующие, отличные от атеистов, представления о морали.
Но, за антирелигиозную пропаганду бабушка взялась истово. Проходила различные курсы повышения квалификации и специальное обучение в Москве, в каком-то антирелигиозном институте. Через много лет после её смерти я читал тетрадку с бабушкиными стихотворениями, в которой было и такое, посвящённое тому обучению (отрывок):
“В нирвану мы чуть-чуть не погрузились
За просветленным Гаутамой вслед,
И потому лишь мы совсем не заблудились
Среди религий многочисленных и сект,
Что нас, средь дебрей мрачных наваждений
Дорогой верной к истине вели,
Оберегали от ошибок, заблуждений
Степинский, Блюмкин, Иманд. От души
Мы вас благодарим за то, что…”
Русские, безусловно, виноваты – в том, что поверили Степинскому, Блюмкину и Иманду. Поверили слишком во многом, полностью поменяв себя и свою жизнь. Прабабушка с большим трудом прятала от бабушки икону и крестик, нашли только после смерти прабабушки.
Степинский, Блюмкин, Иманд. Про это каждый русский должен помнить всегда. Пусть отвернётся от меня Господь, если я забуду про это.