Прочитал на сайте Гриши Миргородского рассказ о том, как он вступал в Армию Израиля (спойлер: не вступил), будучи жителем Москвы и не собираясь получать гражданство Израиля.
Вспомнил, как в 1998 году я пытался устроиться контролёром билетов в электричках. В 90-х на Балтийско-Варшавском направлении по электричкам ходили группы крепких ребят, сшибавших с пассажиров деньги. Сшибали небольшую сумму, которую отдать было выгоднее, чем покупать билет. Бегать от них было тяжело, могли и догнать. Наблюдая некоторых из них регулярно, я видел, как они от месяца к месяцу толстеют и матереют. Очевидно, работа была денежной. А у меня с деньгами были проблемы, и хотя контролёров народ не любил даже более, чем ментов, внутренне я согласился принять это унижение. И отправился на Балтийский вокзал.
– Как можно устроиться на работу контролёром билетов в электричках? – спросил я тётку в справочном окошке.
Вопрос вызвал у неё замешательство, она переспросила:
– Вы имеете в виду работу ревизором?
– Да, наверное.
– Они базируются на Варшавском вокзале.
Варшавский тогда был главнее Балтийского, там ходили поезда дальнего следования. Служебные входы в здание не охранялись, как и почти все входы в те времена. Слоняясь по длинным коридорам с явно дореволюционными полами и дверями кабинетов, я нашёл, наконец, кабинет контролёров-ревизоров, направление на который мне кто-то из местных указал. Кабинет был закрыт.
Дождавшись в коридоре появления случайного сотрудника вокзала, я спросил у него про ревизоров, и вот что он мне поведал. Контролёров-ревизоров на Балтийско-Варшавском направлении работает всего 2 человека, но у них обоих сегодня выходной.
Подумав, что перспектива стать третьим довольно сомнительна, больше попыток устроиться на железную дорогу я не предпринимал. Очевидно, что контролёры, “работавшие” тогда в электричках, отношения к железной дороге не имели. Потом, через годы, когда я стал гораздо борзее и потерял последний налёт интеллигентности, я бы просто спросил у сшибающего деньги крепыша – как, мол, попасть в вашу команду. Но к тому времени, во-первых, отступила такая острая нужда в деньгах, а во-вторых, железная дорога отдала продажу и контроль билетов на аутсорсинг, и всё стало легально.
До сих пор завидую этим ребятам из электричек, в 90-е у них была реально денежная работа, пока мы голодали.