Индивидуальное начало истории

Не раз натыкаясь на споры о влиянии российских событий 1917 года на жизнь простых людей, я постоянно недоумевал: оценивать революции 1917 года, как положительное явление, по мне так ровно то же самое, что оценивать холокост, как положительное явление для евреев. Революции 1917 года и были началом русского аналога холокоста, только погибло русских гораздо больше, чем пресловутые 6 миллионов, и при активном участии тех, кого потом 6 миллионов.

Если отбросить совсем прямые причины положительного отношения к революциям 1917 года (прадед был портным в черте оседлости, а стал наркомом в Москве; прабабка была простой революционеркой-террористкой, а стала детской писательницей), а революции эти и последовавший за ними советский эксперимент перевернули жизнь практически всех населяющих бывшую империю людей – и не в сторону благополучия, потому что страна сильно обеднела, и не в сторону продолжения жизни, потому что большая доля населения была убита, – то постепенно для меня стала ясна следующая картина.

Значительная доля людей толком не знают, кто были их бабушками. Как выглядели их бабушки, чем они занимались, хорошо ли им жилось. Кто были их мужья, сколько у них было детей. Как жили люди вокруг них. Как относились к царю и советской власти.

В детстве я думал, что все дети знают своих прабабушек и прадедушек, пусть давно умерших, смотрят на их фотографии, пользуются сделанными ими вещами, слушают рассказы про них. Смотрят на фотографии прапрабабушек и прарапрадедушек. Фотографию изобрели 1839 году, и она была широко доступна всю вторую половину XIX века для самых простых людей. Я думал, что у всех так.

Да так нет практически ни у кого!

Лет десять назад мы выбрались с сыном-школьником на машине в Курск. Сначала мы приехали на Херсонское кладбище, где лежат мои пра-, а его прапрабабушка и прапрадедушка. Их могила ухожена – внуки приезжают навестить из Москвы, на памятнике есть качественные фото на эмали, есть даты рождения – 1885 год. Потом мы поехали на курское Северное кладбище, где мои бабушка и дедушка. Их могилы ухожены и стоят цветы. После мы поехали на кладбище в село Трубеж Обоянского района, где лежат родители моего отца. Их могилы ухожены и стоят цветы. На памятниках есть чёткие фото. Никто из наших предков не был сожжен по неоязыческой советской моде, в могилах кости и ДНК наших дедов и прадедов.

Дядя восстановил по ревизским сказкам (все наши предки – крестьяне) нашу родословную до 1725 года. По отцовской линии сейчас восстанавливаем на середину XVII века, информация становится все более доступной. По линии жены, она из шляхетского рода ВКЛ, всё ещё дальше – XVI век, первое упоминание её предка.

Думаете, это нормально и нас много таких? Я, честно говоря, думал именно так. Да таких, как мы, вообще почти нет!

Большинство не знают, ни кто их предки, ни откуда они. Для большинства, и среди этого большинства есть известные и умные люди, сильнейшие гуманитарии, история России начинается где-то в XX веке. Ближе ко второй половине.

А до этого были некие темные времена, из которых нас вытащила советская власть, великими плодами которой пользуются нынешние олигархи.

Это и называется “индивидуальное начало истории” – точка, с которой человек знает историю своих предков. Не гипотетических предков – мутных отцов-основателей нации, а конкретных людей, с конкретными ФИО и датами жизни! И фотографиями. Кто-то знает ее с 1920 года, кто-то с 1950, а кто-то не знает вообще – мне известны и такие люди. И про всё, что было до этой точки, можно залить в голову человеку любую чушь, любую околесицу, сумасшедший бред сивой кобылы, оправдание убийства миллионов, прославление убийства и идеологии убийства – ему все зайдёт.

Ему всё это зайдёт, и он будет это повторять в интернете.

А события 1917 года для нас – как для евреев холокост и как для армян геноцид, только хуже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *